Сначала уроки, потом гулять

Сначала уроки, потом гулять

В лесу, за оврагом, в норе под большой раскидистой елью жила семья лис. Папа был управляющим лесным банком, мама занималась домашним хозяйством и возглавляла школьный родительский комитет. Пятеро их лисят учились в лесной школе. Старшие дети были сообразительными, быстро все запоминали и получали только пятёрки. А младший лисенок по имени Сема на уроках мечтал о веселых играх на лесной опушке и не слушал учителя. После школы Сёма бросал ранец возле норы и мчался через овраг к другу  – волчонку Теме. Сема с Темой играли и резвились до самого вечера. Маме-лисице не раз приходилось выходить на крыльцо и громко звать младшего сына домой. Лишь поздним вечером, усталый и сонный, Сема наспех делал уроки. И так продолжалось изо дня в день.

Однажды Сема решил отправить письмо дедушке-лису, который жил в соседнем лесу. Написав письмо, лисёнок положил его в конверт и понёс на почту. Тетя-Сорока, лесной почтальон, взглянула на конверт и прострекотала:

– Малыш, надо лучше учиться! «Лис» и «лес» пишутся по-разному!

Лисенок смутился и попросил Сороку исправить его ошибку. Он очень хотел, чтобы письмо всё-таки дошло до дедушки-лиса.

В другой раз мама попросила Сему купить у дядюшки-Кролика семь свежих булочек на ужин. По пути в магазин Сема потерял одну монетку и сильно волновался, хватит ли оставшейся денежки, чтобы заплатить за булочки. С математикой у Сёмы тоже была беда, и добрый дядюшка-Кролик сам посчитал за него деньги.

Перед зимними каникулами старшие братья Сёмы вернулись из школы радостные и сообщили родителям, что они – лучшие ученики в своих классах! Самый старший лисенок Боня рассказал, что стал победителем в школьном шахматном турнире. Брату Деме вручили грамоту за доклад о лесе, в котором они живут. А третий брат, Мотя, стал чемпионом школы по бегу с препятствиями!

Когда братья рассказывали о своих успехах, Сема попытался выскользнуть из комнаты. Но папа заметил это и спросил младшего сына: «Малыш, а как у тебя дела в школе?»

Сёме было стыдно отвечать. Ему-то похвастаться оказалось нечем. Старшие братья смотрели насмешливо, папа был расстроен. Мама-лиса тихонько вздохнула и попросила старших детей пойти погулять.

Оставшись наедине с родителями, Сема признался, что закончил школу плохо.

– Но почему, милый? – ласково спросила мама. – Ведь твои старшие братья учатся хорошо. Отчего же ты этого не смог?

– Я очень люблю играть и веселиться с друзьями и совсем забываю про уроки, – грустно ответил Сема.

– Тогда все понятно, – сказал папа. – Сынок, один невыученный урок – это не беда. Он похож на маленький снежный комочек, который ты лепишь из первого снега и радостно запускаешь им в друга. Но с каждым невыученным уроком твой комочек становится все больше и больше, превращается в снежный ком. Из него уже можно вылепить снеговика! Ком большой, его не только кинуть в приятеля – просто поднять тяжело. Так же и с невыученными уроками: из маленького комочка со временем образуется огромный и тяжелый ком.

Лисенок не совсем понял, что же это за ком из невыученных уроков, но пообещал родителям, что после каникул будет сначала делать уроки, а лишь потом бежать в лес играть.

Когда в первый школьный день после каникул Сема сел за уроки, он никак не мог сосредоточиться: ему мешал тихий шум.  Оглядев комнату, лисенок увидел рядом со своим школьным ранцем странный ком. Ком шипел и жужжал.

Осторожно подойдя поближе, лисенок рассмотрел буквы и числа, которые сцепились в клубок и издавали противные звуки: пищали, жужжали, шипели, скрипели…

Поразмыслив, Сема решил вынести шумный ком на улицу. Но тот оказался неожиданно тяжёлым. Сёма сумел сделать лишь один шаг – и выронил ком. Буквы и цифры сразу же с шумом и треском разбежались по углам комнаты.

– Сема, у тебя все нормально? – донесся голос мамы.

– Да, мам, все хорошо, – крикнул лисенок и бросился вытаскивать «шумелки» из углов и собирать их в кучу.

Громче всех жужжала буква Ж, а шипели – Ш и И. Сема наконец-то догадался, что в коме находятся не выученные им уроки. Тогда он опрометью бросился к столу и открыл учебник на правиле «ЖИ –ШИ пиши с буквой И». Стоило Сёме выучить правило, как шум прекратился и противный ком исчез. Лисенок с облегчением выдохнул. В тишине он быстро сделал уроки и побежал к другу волчонку. Сема рассказал Теме, что произошло сегодня у него дома. Оказалось, что у волчонка тоже появился шумящий ком.

Друзья были взволнованы. Они уселись под старым дубом на лесной опушке и задумались: как им быть, если ком опять появится. Решили на всякий случай выучить все уроки.

На следующий день ком у Сёмы в комнате появился снова. На этот раз громче всех шумели буквы Ч и Щ, а Я и А пищали на всю комнату. Как только Сема выучил правило «ЧА-ЩА пиши с буквой А», ком пропал.

Шумный ком появлялся у друзей еще не раз. Сёма с Тёмой поняли, что от невыученных уроков так просто не избавиться.  За несколько дней друзья выучили все «шумящие» правила – и ком наконец-то исчез навсегда.

Друзья так обрадовались, что решили теперь всегда сначала делать уроки – а потом уже гулять и развлекаться.

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля